«КРАСОТА ДОСТОВЕРНОСТИ — АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК ВЯЧЕСЛАВА ДАВЫДОВА»

Давыдов Вячеслав Иванович, начальник отдела исторической информации и исследований ГАУК «НПЦ»

В текущем месяце на страницах культурно-просветительской газеты «Русская речь» была опубликована статья о сотруднике нашей организации, начальнике отдела исторической информации и исследований, Давыдове Вячеславе Ивановиче. С 1989 года Вячеслав Иванович является активным членом Саратовского историко-краеведческого общества, подготовил и опубликовал много интересных краеведческих материалов в газетных и журнальных публикациях, написал более десятка книг. Член Российского Общества историков-архивистов. В 2006 году Указом Президента Российской Федерации за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную деятельность награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 2011 году награждён Почётными грамотами Губернатора Саратовской области и Саратовской Городской Думы. С разрешения автора и с глубоким уважением мы размещаем эту статью и на нашем сайте.

Книги Вячеслава Ивановича Давыдова

В старину расстояние между городами измеряли от почтамта до почтамта, поскольку от почтового ведомства отходили междугородние кареты. Слава Давыдов детство и юность провёл в самом центре Саратова: в доме № 116 по улице Первомайской, рядом с главпочтамтом. В почтовом ведомстве служил его отец, Иван Павлович, правда, не в обычной почтовой службе, а в фельдъегерской. Мама, Елена Герасимовна, работала на мебельной фабрике. Когда Слава пошёл в первый класс 67-й школы (ближайшей к дому) и научился читать, она отвела его в Пушкинскую библиотеку. С тех пор, с 1955 года, и по сей день пополняет Вячеслав Иванович свою коллекцию фактов о родном городе. Саратов всегда был и остаётся в центре его интересов.

И в старших классах любимым предметом оставалась литература, чтение же подсказало, когда «подросли года», «кем работать мне тогда», «чем мне заниматься». В девятый класс пошёл уже в 13-ю школу (их 67-ю сделали восьмилеткой), в стране как раз ввели политехническое образование: вместе с аттестатом зрелости каждый ученик обязан был получить и рабочую специальность. Два раза в неделю ходили Слава и его одноклассники-мальчишки на станкостроительный завод, осваивали профессию токаря (Слава сдал на 2-й разряд токаря). В романе Жюля Верна «Таинственный остров» пленил его главный герой Сайрес Смит, талантливый инженер, его многочисленные умения и золотые руки не раз выручали путешественников, оказавшихся на необитаемом острове.

А где учат на инженера в Саратове? В политехническом. Но туда нужно добираться на трамвае, а до института механизации сельского хозяйства от дома пешком за десять минут дойдёшь, к тому же и стипендия там больше и, главное, есть военная кафедра, значит, вместе с получением диплома армию окончишь, так сказать, заочно на вполне законных основаниях.

В конце июня 1971 года выпускник факультета электрификации младший лейтенант Вячеслав Давыдов поехал в Казань на двухмесячные курсы в танковое училище, а оттуда — на Сахалин. Командир взвода танков Т-34 (на таких его отец всю войну прошёл), затем командир разведроты плавающих танков. В апреле 1972 года привёз на службу и жену, Зинаиду Николаевну, с нею познакомился «без отрыва от учёбы», она училась с ним на одном факультете в том же институте механизации.

Старшего лейтенанта Давыдова командиры уговаривали остаться в армии, но его тянуло на Волгу. Место работы выбирать не пришлось: пока он изучал танки в Казани и осваивался в роли командира взвода на Сахалине, Зинаида Николаевна уже работала в «Гипропромсельстрое», туда же и вернулась после сахалинской командировки, и не одна, а вместе с мужем.

«Мы проектировали всё, что на селе связано с электричеством, — объясняет Вячеслав Иванович, чем занимался первые три десятилетия своей трудовой жизни. Часто приходилось выезжать на спроектированные объекты для согласования на месте. Омск, Воронеж, Тамбов, Ярославль, Москва, Душанбе, Ташкент, Тбилиси, Киев, Минск, молдавский городок Атаки, белорусские Барановичи — всюду первым делом, как только управится с делами, спешил в книжные магазины. Конечно же, интересовала литература о тех краях, куда заносила судьба. Сравнивал с землёй саратовской, убеждаясь, насколько богата история волжского города событиями и лицами. Как-то незаметно стал для памяти выписывать отовсюду то, что удивляло: кто архитектор зданий, в каком году построен Крытый рынок, когда заложен городской парк, в каком году пущен первый саратовский трамвай. Не предполагал, что придёт время, и увлечение краеведением станет профессией.

Отдел, где работал Давыдов — рядом с художественной мастерской. Ее начальник, художник Виктор Ситников, как-то похвастал этюдом, названным им «Царские ворота». «Но это же не Царские ворота, — заметил Вячеслав Иванович, — это ворота Крестовоздвиженского монастыря, а Царские ворота были на Никольской улице». — «А ты откуда знаешь?», — недоверчиво спросили сотрудники мастерской. «А у меня дореволюционные открытки есть».

В середине восьмидесятых у наших соотечественников вспыхнул интерес к старине, и в Саратове стихийно возник неформальный кружок любителей древностей. Правда, профессиональные историки три месяца разрабатывали устав, попытались было давать задания любителям, дескать, исследуйте то-то и то-то, но неофиты не согласились: будем изучать то, к чему душа лежит. Вячеслав Иванович с удивлением обнаружил: Владимир Михайлович Цыбин и Борис Григорьевич Осянин интересуются волжскими пароходами, Юрий Александрович Сафронов увлекается значками и медалями, братья Семёновы изучают дореволюционный быт мещан и купцов, а ему всё интересно, все проявления саратовской жизни минувших лет. Читает ли историк из университета Евгений Константинович Максимов лекцию о раскопках под Саратовом — любопытно окунуться в мир археологов. Открылся краеведческий отдел в областной библиотеке — он «прописался» там, всё свободное время листал протоколы Саратовской городской Думы, журналы «Известия городской Думы». Стал своим в краеведческом музее, в музее Приволжской железной дороги везде, где можно было узнать что-то новое о старом Саратове.

Держать в себе узнанное становилось всё труднее, хотелось поделиться найденными фактами, и он на краеведческом обществе стал читать доклады. Они отличались дотошностью и серьёзным подходом к делу — у слушателей возникало впечатление, что это не любительский доклад, а кандидатская диссертация. К примеру, его сообщение о прокладке железной дороги в Саратов длилось… три вечера. Сначала в зале краеведческого музея, а третий вечер — в Управлении Приволжской железной дороги, его руководство, наслышанное о необычном докладе, попросило Вячеслава Ивановича познакомить со своими изысканиями и сотрудников Управления. С тех пор дружит с железнодорожниками, а они благодарны ему за то, что пополнил копилку фактов в их музее.

Середина восьмидесятых же ознаменовалась пробой пера. Библиотекарь краеведческого отдела Пушкинской библиотеки Александра Борисовна Белоглазова попросила набросать воспоминания о его детских книжных пристрастиях. Потом начались бурные перестроечные годы, неоднократно парторг «Гипропромсельстроя» Давыдов выступал на страницах областного «Коммуниста» на злобу дня.

Злоба дня в лихих девяностых становилась всё злее и злее, не только в их институте, но и по всей стране дилетанты стали верховодить профессионалами, ломались привычные устои производственной жизни, с чем но мирилась душа начальника планового отдела «Гипропромсельстроя» Давыдова. И когда в 2002 году Вячеславу Ивановичу предложили перейти в Управление по охране культурного наследия при правительстве Саратовской области, не раздумывая согласился.

На собеседовании заместитель начальника Управления, видимо, тоже не доверявший дилетантам, со скепсисом спросил: «А сколько вы знаете зданий, подлежащих охране как памятники культуры, хотя бы пять назвать сможете?», и был весьма удивлён услышанным из уст «дилетанта»: «Где-то две с половиной — три сотни…»

В то время в Управлении шла очередная реорганизация, и ему предложили пока временно поработать специалистом в Научно-производственном центре по историко-культурному наследию Саратовской области. Два десятилетия там и работает, подтверждая верность поговорки, что у нас нет ничего постояннее, чем что-то временное. Не перешёл в Управление не потому, что обманули: звали неоднократно, но он пожелал остаться на своём месте.

А оно действительно его: ну где ещё можно удовлетворять своё любопытство за государственный счёт? Увлечение стало профессией, отчего выиграл и Давыдов, и его государево дело. Сейчас его должность звучит так: начальник отдела исторической информации и исследований. Но слово «начальник» не означает, что он только руководит другими. По-прежнему его рабочее место — архивы, музеи, библиотеки. Как и в первый год работы, его главная забота — искать и находить сведения о строениях Саратова и области, выявлять памятники культуры, ставить их на учёт, охранять историческое достояние.

Мы беседовали с Вячеславом Ивановичем в редакции газеты «Русская речь» (кстати, он — постоянный автор этого краеведческого издания) в доме Готовицкого на улице Григорьева, 45. На фасаде здания мемориальная доска гласит, что один из основателей Саратовской учёной архивной комиссии Виктор Михайлович Готовицкий построил свой дом в 1906 году. Мемориал установили к столетию здания, а через десять лет Давыдов нашёл документ, «состаривший» дом Готовицкого на три десятилетия. Нет, отыскал не справку, де, я, Готовицкий, построил дом в 1876 году, а вычислил возраст здания на основании налоговых отчислений: и в 1876 году, и в 1916 году сумма налога на строение одинакова, что свидетельствует о том, что здание за те годы не перестраивалось.

На этом примере видно, как непросто заглядывать вглубь истории. «А зачем туда заглядывать?», — спросит простой читатель. А директивный читатель (те чиновники, которые дают заказ на исследование того или иного здания) на основе справки, подготовленной Давыдовым и его коллегами, решает, насколько обветшал дом, стоит ли его ремонтировать или же, увы, невозможно сохранить его для потомков.

Да и просто ради интереса, Разве не любопытно узнать, кто и как жил в доме, где ты сейчас живёшь? Или соприкоснуться с историей «знакомых незнакомцев» — тех красивых особняков, которые на виду у всех — консерватории, гостиницы «Волга», Крытого рынка, почтамта, музея краеведения.

Как-то, зайдя в очередной раз к Вячеславу Ивановичу для уточнения интересующего меня вопроса и наблюдая, как он «листает» страницы на мониторе компьютера (в компьютере — досье на сотни зданий; кажется, Давыдов хранит информацию обо всех старых домах Саратова) предложил ему написать книгу «Знакомые незнакомцы» — цикл рассказов о примечательных домах города. «Хорошо бы — вздохнул мой собеседник. — А где время взять?»

Текущая работа оставляет мало времени для «лирики». Даже в карантинное время, когда самоизоляция не позволяет бывать на рабочем месте и в архиве, Давыдов умудряется не сбавлять темп, подготавливая справки «с отрывом от производства», опираясь лишь на свой домашний архив.

А книги он всё же публикует. Пишет быстро, но, замечает он, без ущерба для качества: выручают его многолетние записи о нашем крае (свою летопись ведёт более полувека). Причём не имеет роскоши писать в стол в надежде издать когда-нибудь, а просто идёт навстречу пожеланиям заказчика. К примеру, в музее краеведения открывали выставку к юбилею архитектора Каллистратова (он подарил нам консерваторию и гостиницу «Волга»), кто-то обмолвился: «Книгу бы написать о Семёне Акимовиче…» — «А вот Вячеслав Иванович и напишет! — поддержал предложение председатель Фонда гражданского строительства и экспертизы имени Каллистратова Яков Саввич Стрельцин. — Считайте это заказом, деньги на издание книги я найду». И через год общественность пригласили на презентацию капитального труда Давыдова «Дворцы и замки архитектора Каллистратова».

Хотелось бы подробно рассказать обо всех книгах Давыдова, да газетная площадь не позволяет, перечислю лишь названия: «Саратов историко-архитектурный», «Городские этюды», «Саратов Германа Рассветова», «Зримые образы Саратова», «Меняющийся Саратов», «Саратовская пешеходка».

«Саратовская пешеходка» увидела свет в феврале 2021 года. Как и предыдущие книги Давыдова, её отличает лаконичность стиля и просторность мысли. Вячеслав Иванович — певец фактов. Открывая его книгу, знаешь: обязательно найдёшь много нового, неизведанного, хотя не один десяток лет интересуешься прошлым Саратова. И ещё можешь быть уверенным: если Вячеслав Иванович приводит дату, то она верна — каждый факт тщательно выверяет, сопоставляет, анализирует. Ничего приблизительного, ради красного словца, для завлечения читателя. Красота точности и достоверности — его авторский почерк.

Спрашиваю Вячеслава Ивановича, какие объекты за два десятилетия его работы по охране памятником ему наиболее дороги. Отвечает: любимчиков в науке быть не может, ведь он обязан докопаться до истины каждый раз, получая заказ исследовать строения. И рад, если попутно удаётся открыть неизведанную страницу истории. Как со зданием на улице Соляная, 30. В том доме жил Гектор Павлович Баракки. На слуху имена художников саратовской школы Петрова-Водкина, Борисова-Мусатова, Кузнецова, Уткина, Матвеева. У истока же той школы живописи стоял саратовский итальянец Баракки.

Также памятно исследование фресок в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Именно Давыдов, перелопатив подшивку епархиального журнала за многие годы, установил авторство Фрески на историческую тему — академик живописи наш земляк Лев Степанович Игорев.

О чём нынешние думы Вячеслава Ивановича? Не выходит из головы пожелание Якова Саввича Стрельцина на презентации книги «Саратовская пешеходка»: «Теперь бы вам, Вячеслав Иванович, про Салько написать книгу». В его архиве много интересного про этого самобытного архитектора, самого плодовитого в истории земли саратовской (называют цифру 130 — столько выявлено авторских работ Алексея Марковича Салько). Нам остаётся пожелать Вячеславу Ивановичу здоровья, чтобы хватило сил и нашлось время превратить в рукопись записи из своей коллекции фактов, а спонсоры найдутся: полвека работал Давыдов на свой авторитет, теперь же реноме самого знающего краеведа работает на него, служит гарантией качества строк, выходящих из-под его пера.

Владимир ВАРДУГИН
Газета «Русская речь», №2 (74), май 2021 г.