В этом году сотрудником ГАУК «НПЦ» Дмитриевым С.Г. была выполнена графическая реконструкция католического храма в немецкой колонии Роледер (современное село Раскатово Марксовского района Саратовской области). В советское время храм утратил колокольню и был перестроен под сельский Дом культуры.
1. Костел в немецкой колонии Роледер. Состояние храма в начале XX в. (слева), современное состояние храма (справа).
Немецкая колония Роледер была основана 14 июня 1766 года в Левобережье Волги, на правом берегу реки Большой Караман и находилась в 44 километрах от города Саратова.
Основателями колонии были 46 семей из различных немецких городов — Майнца, Мангейма, Мюнхена, Бамберга и Трира. В списке первых колонистов значатся также выходцы из Франции и Швейцарии. Практически все колонисты являлись католиками.
Костел, дошедший до наших дней, является пятым по счету в колонии и был воздвигнут на месте предыдущего в 1875 году. Его длина — 50 метров, ширина — 17 метров, высота с колокольней — 35 метров.
2. Костел в немецкой колонии Роледер. Графическая реконструкция бокового фасада.
Основным объемом храма является растянутая в длину и ширину при относительно небольшой высоте зальная часть с односветным пространством. При этом храм не выглядит приземленным за счет ряда вертикальных членений боковых фасадов. Повторяющиеся оконные секции со ступенчатыми пилястрами, имитирующими контрфорсы и укрупненными окнами со стрельчатыми арками с их стремлением ввысь, уравновешивают массивный, распластанный по горизонтали общий объем зальной части. В центральной секции расположены боковые входы со стрельчатыми масверками и треугольными фронтонами.
С восточной стороны здания из общего прямоугольного объема зальной части выходит небольшая одночастная полукруглая утопленная апсида, также имеющая лопатки и укрупненные ниши со стрельчатыми завершениями.
В западной части здания находится колокольня с дополнительными помещениями. Здесь присутствуют треугольные порталы с фронтонами, массивные двери со стрельчатыми масверками, пилястры, ниши со стрельчатыми завершениями. Четырехгранная башня, завершенная восьмигранником колокольни и полукруглым куполом со шпилем имеет стрельчатые проемы и ниши. Вертикальные линии колокольни разбиваются тянутыми межэтажными карнизами и тягами.
Основной объем здания воссоздан с максимальной точностью. Все элементы, до которых можно было дотянуться, были измерены рулеткой. Высоты просчитаны по кирпичам.
Масверки окон были заложены кирпичом в советское время, но по фотографии удалось установить, как выглядели окна и оконные рамы изначально. Колокольня восстановлена по старой фотографии.
Утраченный фронтон бокового входа с парапетными башенками и кованной решеткой был восстановлены частично на базе старой фотографии, частично по аналогии с сохранившимися элементами главного фасада здания.
Сигнатурка, малая башенка над пресвитерием, характерная для католических храмов, была взята с одной из предыдущих графических реконструкций автора — костела в Каменке. По канону подобная башенка должна была быть и в храме Роледера, но, возможно, имела другую форму.
3. Костел в немецкой колонии Роледер. Коллаж «было/стало».
Надо сказать, что ранее, при рассмотрении отдельно взятой старой фотографии этого костела или снимков современного состояния здания, утратившего колокольню, ощутить масштаб постройки не удавалось, но после совмещения двух изображений, стало очевидно, что несмотря на некоторую легкость, обеспеченную определенной компоновкой и формой деталей и элементов колокольни, здание являлось большим и внушительным, представляя завидную конкуренцию прочим поздним колонистским храмам в Поволжье, таким как, например, церковь в соседней Липовке или, из правобережных, собор в Каменке. Мало того, последние строились уже в начале XX века, а церковь в Роледере появилась еще в 1875 году. Можно предположить, что она являлась своего рода законодательницей мод в размерах и компоновке этих построек, а также в переходе от скучного, безликого, глобалистского классицизма ранних каменных колонистских церквей к близкой и родной для выходцев из Европы псевдоготической архитектуре, в должной степени, отражающей в материале национальное самосознание немцев Поволжья.
4. Поздние немецкие храмы в Поволжье: костел в Каменке (слева), кирха в Липовке (справа).